Автор: Анна
13 Июня 2017
"Скупой". В моем личном рейтинге этот спектакль заслужил звание "Самого лучшего спектакля Ведогоня" (после "Гудбай Супермен", но он на нулевом месте, поскольку больше не ставится). Комедия, но без плоских шуток или вульгарного исполнения, с чем чаще всего волей-неволей сталкиваешься на подобных постановках. Причем комедия философская, поскольку каждую секунду артисты настолько проникновенны и искренни в словах и ощущениях - что порой мурашки пробегают.
Каждый персонаж на сцене раскрывается, каждый любопытен, глубок и немножко смешон по-своему. В отличает от "Царя Федора Иоанновича" не происходит явного перетягивания одеяла зрительского внимания в сторону одного ключевого персонажа/актера.
Продуманные реплики - все, до единой. Конечно, процентов на 50 это заслуга Мольера, но важно же не только Что сказать, но и Как... Хочется записать на внутреннюю пленку всю картинку - образы, слова, выражения лиц, жесты, блеск глаз... И прокручивать, смакуя, как вишневый джем с мороженым летним утром. Кстати о блеске глаз: любопытный момент, который заставляет меня поражаться и восхищаться каждый раз - как артисты Ведогоняумудряются не только менять позы и выражение лиц, тон голоса - но и взгляд? Порой пронзительный, порой безучастный, порой сверкающий, порой пустой? Что за власть над зрачками, над глубинным светом (или тьмой) изнутри? Даже в самом лучшем кино такое отсутствует (на моей памяти лишь один раз было); как же они это делают?
Хочется сказать много хорошего об этом спектакле, но как часто бывает в случае отличных вещей - сложно добавить что-то к уже сказанному на сцене. Поэтому кратко уделю внимание каждому персонажу. Скупой (Гарпагон) - паузы между фразами еще более насыщенны, чем сами фразы (ибо слова слабы); персонаж настолько гротескный что по всем признакам не может быть живым - но ты веришь в его существование и ощущаешь его каждой клеточкой своего тела, даже больше и явственнее, чем бытие собственное. Сын скупого (Клеант) - мне кажется, этому актеру обычно попадаются второстепенные роли; здесь же всё смотрится совершенно гармонично и цельно, а его личная трагедия воспринимается невероятно остро. Дочь скупого (Элиза) - настолько настоящая, что кажется что это не спектакль, а обычная девушка из зрительского зала; персонаж воспринимается не столько как комедийный, сколько как устанавливающий баланс между другими действующими лицами на сцене; персонаж, без которого было бы сложно разобраться в творищемся кавардаке. Валер (избранник дочери) - настолько шикарен в своих манерах, что невозможно не влюбиться и при этом поражающе неуклюж, что вызывает улыбку и даже невольное снисхождение (с негативным оттенком высокомерия). Марианна (избранница сына) - настолько неземное создание, что невольное задаешься вопросом, как она оказалась в этом водовороте страстей... хотя чуть позже понимаешь, что и она - не проста; персонаж смотрится как хрупкая форфоровая кукла, которая нравится всем своим внешним видом и белизной, но при этом скованна рамками материала, её составляющего. Смешной слуга (Лафлеш) - воспринимается как эпизодический персонаж, но каждый миг, когда он есть на сцене, нельзя удержаться от улыбки; мимике данного актера я готова посвятить отдельную оду в 5-ти листах. Повар/конюх (Жак) - глаз радуется просто глядя на этого человека, даже если он молчит и вроде бы ничего не делает; добавляет спектаклю немного грубого юмора, но на тонкой балансирующей грани, что не позволяет сохранять серьезное выражение лица и при этом не вызывает отторжения из-за деревенского оттенка. Сваха (Фрозина) - в данном спектакле не отвлекает на себя чрезмерное внимание, хотя могла бы; воспринимается как "финтифлюшка" старой закалки, которая на первый взгляд кажется безобидной простушкой, на второй - опытной ведьмой, а на третий - такой же барахтающейся в пучине нелепых случайностей девушкой, как и все прочие персонажи спектакля. Про Брендавуана говорить много не буду - топорность, корявая рожа, деревенщина - краткий яркий мазок на пару минут. Симон, Ламерлуш - аналогично, только чуть больше эстетики и легкого аромата розового муската, смешанного с иронией бытия. Комиссар же, пусть и появляется также ненадолго, оставляет куда более длительное впечатление - со своими шикарными усами и настолько типичной кипой бумаг под конец, что невольно вспоминаются люди из реальной жизни и вызывают легкую усмешку. Ансельм неожиданен и внезапен, как и безупречная белизна его костюма; появление этого персонажа - как финальная черта, показывающая, что теперь всё иначе, как "хвостик" в английском вопросительном предложении.
Под конец комедии немного выбивает из колеи классическая концовка "мы нашлись". Но, наверное, для Мольера это была дань моде. С другой стороны, не могу не выделить отдельным большим плюсом отсутствие классических затянутых "а он не знает, но думает что..." - на чем построена половина комедий. Напротив, здесь ситуации появляются, разрешаются и порождают новые ситуации, не менее живие и интересные.
В целом, если вы хотите познакомиться с Ведогонем - можете смело начинать со "Скупого". Будет исложно избежать такой участи, как: приятно провести вечер, посмеяться и задуматься одновременно, захотеть увидеть и почувствовать это снова и снова.
Автор: Марина (взято из Фейсбука)
28 Ноября 2016
На сцене Ведогонь-театра сегодня Мольер.
Господин Гарпагон и его окружение во всей красе!!
Восхитительный искромётный спектакль! Аншлаговый. Зал в восторге! Долгие долгие аплодисменты и .. БРАВО!
Павел Курочкин в роли Скупого виртуозен! Острохарактерный, живой, смешной.. идеальный герой Мольера. Отрицательный, высмеиваемый персонаж может быть прекрасен! Гарпагон умудряется фонтанировать обаянием и влюбить в себя зрителя..
Когда зло смешно, так ли оно сильно?
Костюмы спектакля - предмет отдельной серьёзной похвалы! Продумано всё до нитки. Дорого, качественно и.. изумительно смешно! Как изобразили на камзоле выпирающее брюшко Гарпагона (при его полном отсутствии) - песня!
Появляется Лафлеш (Вячеслав Семеин).. Гениальные алые шаровары!! и в них гениальное существо.. Движения и походку Лефлеша нужно увидеть, послушать уморительные речи и .. не полюбить нельзя.
Повар-кучер Жак, какой колоритный!! Является и забирает внимание зала на себя! Удивительный Александр Бавтриков.
Сколько оттенков смешного!! У каждого персонажа своя палитра качественного юмора.
Спектакль многолюдный..
Декорации красивы и не громоздки, не мешают оживленным перемещениям. Движение декораций интересно, добавляет динамику действию.
Мастерство и талант актера безошибочно угадывается в движении его персонажа. Движения на сцене много и в большинстве своем они ярки и выразительны.
Спектакль - удовольствие!
Женщины Скупого.. Пышный наряд Фрозины (Елена Шкурпело) сказочно сочетается с её речью. Цветок хитроумия.. и великолепный дуэт с Гарпагоном.
Прическа Элизы (Марина Бутова) - произведение искусства, в ней характер и лёгкость.. Дочь Скупого украшает мужской ансамбль, вносит свежесть и серьёз в комедию пороков.
Каждый герой несёт свой шарм.. Дмитрий Лямочкин, белоснежный Ансельм, добро оттеснило зло, и мы хлопаем сказке..
Всем желаю доехать и увидеть талантливый спектакль!
Благодарим тебя, Ведогонь, и всех твоих чародеев, которых мы видим и которых не видим, но дело рук и мастерства их прекрасно!
Автор: Мария Яворская
29 Января 2016
Лёгкий, прозрачный, удивительно мольеровский спектакль. Смешно и радостно. Происходит главное чудо театра- зритель погружается в жизнь на сцене, стремительную и азартную, покидать которую грустно. Тебя впускают в дом мольеровских героев, в сердце и разум каждого из них... Это поистине высокое мастерство режиссера и актёров. Ничего лишнего. Никаких тяжелых концептуальных изысков. Никакого выпячивания режиссерского решения'" в дурном смысле этого слова. Благородно и талантливо. Замечательный актерский ансамбль, каждый великолепен в индивидуальном решении персонажа и в единении. Спасибо. За радость, детскость, отрытость и глубину.